«У нас все равно будет зима со снегом и льдом»Интервью с вице-президентом концерна Nokian Tyres по разработке и развитию Тэппо Хуовилой
Этой зимой финский производитель шин Nokian Tyres представил новое поколение зимней шипованной модели семейства Hakkapeliitta. При ознакомлении с продуктом на тестовом полигоне под Ивало в Финляндии корреспонденту РБК daily ДМИТРИЮ ПАНОВУ рассказал об особенностях современной шинной индустрии, а также стратегии и будущем позиционировании компании вице-президент Nokian Tyres по разработке и развитию ТЭППО ХУОВИЛА.
— В прошлом году Nokian Tyres представила зимнюю фрикционную шину Hakkapeliitta R, в январе этого года состоялась презентация шипованной модели Hakkapeliitta 7. Планирует ли компания расширить существующую продуктовую линейку?
— У нас идут разработки и для летней, и для зимней линеек, но мы не анонсируем их до момента запуска. Этой весной выходит в продажу новая высокоскоростная шина для городских внедорожников Nokian Hakka Z SUV.
— Каковы главные тенденции на мировом рынке шин сегодня?
— Тенденция номер один — это снижение сопротивления качению с целью сокращения потребления топлива автомобилем. Такое требование исходит не только от автопроизводителей, но и от правительств многих стран. Ранее это было очень актуально для Европы, но стало важным и для США. Также необходимо добавить, что с 1 января 2010 года выйдет директива Евросоюза о том, что все шины, продающиеся на его рынках, должны изготавливаться без применения высокоароматических масел. Соответственно, шинные компании сейчас переходят на производство без использования этих канцерогенных веществ. Мы справились с этой задачей в 2005 году, и на обоих наших заводах они уже не используются. Это очень серьезная задача — сохранить характеристики сцепления шины, но при этом не использовать масла, от которых эти характеристики зависят. Вторая тенденция — расширение линейки типоразмеров. Она появилась около десяти лет назад и исходит от автопроизводителей. Каждый год на рынке появляются все новые типоразмеры, а также увеличивается количество больших типоразмеров. Например, когда мы запускали модель Hakkapeliitta 1, она была представлена в 12 типоразмерах, а сегодня у новой Hakkapeliitta 7 их 48.
— Вторая тенденция связана с тем, что автопроизводители при создании новых моделей все чаще отдают предпочтение более низкопрофильным шинам?
— Да, это первое. А во-вторых, появляются новые автомобильные подсегменты, которые требуют особенных типоразмеров.
— Существует ли альтернатива шипам? Например, замена металла другими материалами или же изменение конструкции шины?
— За последние 10—15 лет мы провели испытания с применением порядка 50—70 различных альтернативных материалов. Пробовались и более легкие, но ни один из них не дает необходимых показателей сцепления. В ближайшем будущем мы не наблюдаем какой-либо альтернативы металлическому шипу. Если же говорить о войне между фрикционной и шипованной шиной, то здесь трудно сказать, какая из тенденций выиграла, поскольку в одних странах популярнее первая разновидность, а в других — вторая. За последнее десятилетие шипованные шины стали значительно безопаснее и намного улучшили свои характеристики. Негативные эффекты, возникающие при их эксплуатации, также снижаются. При этом и фрикционные шины со временем становятся лучше.
— В какой зависимости изменяется спрос между шипованными и фрикционными зимними покрышками в России?
— Ситуация в России такая же, как и в странах Скандинавии. Спрос на шипованную продукцию выше, и она занимает порядка 80—85% продаж. За последние три года в этом соотношении значительных изменений не было. Однако мы заметили, что востребованность фрикционных шин, в особенности в крупных городах, растет немного интенсивнее по отношению к шипованным.
— Сегодня некоторые производители шин, представляя свои новые модели, заявляют, что они разработаны с учетом потепления климата. Насколько это актуально для шинной индустрии сегодня и в перспективе?
— В прошлом году как в Скандинавии, так и в Санкт-Петербурге и Москве, зима была очень мягкой. Однако, по прогнозам ученых, в течение следующих 20 лет среднегодовая температура изменится от +0,5 до +1,5°С, а это означает, что в ближайшее время у нас все равно будет зима со снегом и льдом. Кроме того, при управлении автомобилем самые сложные погодные условия — когда температура колеблется около ноля градусов. В этом случае на льду образуется пленка воды, и такая поверхность наиболее скользкая. Кстати, шипованная шина показывает, на что она максимально способна, при температуре в диапазоне от -3 до +2°С, а, например, при температуре -20°С сцепление с дорогой гораздо лучше.
— Существуют ли сегодня материалы для изготовления шины, которые по сравнению с традиционной резиновой смесью обеспечивают ей более высокие рабочие характеристики, но из-за высокой цены их применение для массового производства невозможно?
— Возможно, решением действительно станет создание какого-то нового материала или же новой комбинации существующих, но на данный момент этого ни один из производителей не обнаружил. То есть альтернативы для резиновой смеси нет, и в нашем видении в ближайшее время какие-то инновации будут иметь место только в отношении резиновой смеси.
— Чем шире диапазон дорожных условий, на который рассчитана шина, тем хуже ее рабочие характеристики в каждой конкретной ситуации. Например, крайне противоположны мокрый лед и сухой асфальт. Другой пример — узконаправленное назначение гоночных покрышек (сликов) для сухого твердого покрытия. В этом случае шина работает с максимально возможной эффективностью, но только на нем. Какова концепция создания зимней шины для эксплуатации в крайне нестабильных городских условиях?
— При создании зимних моделей мы руководствуемся тем, чтобы водитель всегда мог получить ее предсказуемое и логичное поведение, будь то на асфальте или, наоборот, в каких-то сложных условиях. Когда мы проектируем новую шину, то строим диаграмму, которая имеет от 12 до 16 лучей, отражающих уровни ее различных характеристик. При этом задачей является то, чтобы показатели были улучшены равномерно по всем лучам. Тогда она будет работать оптимально. Очень легко сделать так, чтобы один луч выстрелил, а все остальные сократились. Но главное — сделать шину со сбалансированными характеристиками, когда все показатели будут одинаково хороши.
— Решение какой проблемы сегодня значительно ускорит эволюцию шины?
— Снизить сопротивление качению — приблизить этот параметр к максимально хорошему, но при этом не ухудшить характеристик сцепления. То есть сохранить ее безопасной. Это самая большая трудность сегодня для всех производителей.
— Существует такое мнение, что некоторые рабочие характеристики шин одного сегмента, но от разных производителей не сильно отличаются друг от друга.
— Если смотреть с позиции разработчика, то для нас разница во всех характеристиках значительная, а конечный потребитель при обычной эксплуатации часто может ее не заметить. В премиальном сегменте характеристики шин при сцеплении на сухой поверхности достаточно близки. Разница же результатов при сравнительных тестах зимних шин более значительная, чем у летних. По некоторым параметрам, например, торможению на льду, она может быть очень большой. В прошлом году между лучшим и худшим показателями она составила 30 м.
— А такая характеристика, как боковое сцепление?
— Это очень важный с точки зрения безопасности элемент, но его оценка достаточно субъективна. Некоторые шины не очень высокого качества имеют очень хорошие характеристики по латеральному сцеплению, но при дальнейшем боковом смещении в какой-то момент оно вообще пропадает. При проектировании зимних шин философия Nokian заключается в том, чтобы граница потери контакта шины всегда оставалась предсказуемой.
— В России Nokian Tyres воспринимается именно как производитель зимних шин, а при выборе летних основная часть автовладельцев продукцию компании даже не рассматривает. Происходят ли по этой причине корректировки в позиционировании бренда?
— Мы действительно более известны как производитель зимних шин, в частности линейки Hakkapeliitta, которой более 70 лет, и для компании наиболее приоритетна продукция этого сегмента. Ее доля от общего объема выпуска составляет примерно 70% (30% приходится на летние). Однако в летнем сегменте мы задались вопросом укрепления своих позиций. Была запущена специальная линейка Hakka, созданная для сложных климатических условий и намного по своим качествам превосходящая наши предыдущие модели. На нее, как и на зимнюю продукцию, действует расширенная гарантия — «Хакка Гарантия». Кроме того, теперь у нас есть рекламная и PR-поддержка летней продукции.
— Конкуренты Nokian Tyres в летнем и зимнем сегментах различаются?
— Конкуренты остаются одни и те же: Michelin, Continental, Goodyear, Pirelli и Yokohama.
— В России рост спроса на зимнюю продукцию интенсивнее, чем на летнюю?
— Да, и не только на рынке России. Это происходит в том числе благодаря новому законодательству, требующему использования зимних покрышек, как, например, в Канаде. Также на традиционных рынках зимних шин, скажем, в Германии, спрос в этом сегменте растет. В России за последнее десятилетие это происходило ежегодно благодаря улучшению благосостояния россиян. Например, сегодня в Санкт-Петербурге трудно найти автолюбителя, использующего летние шины зимой. Десять лет назад это было нормально.
— Из автопроизводителей сегодня Nokian Tyres поставляет свои шины только для Porsche. С чем связана такая политика?
— У Nokian Tyres всего два завода, а соответственно, ограниченные производственные мощности по сравнению с нашими конкурентами, которые имеют десятки фабрик. Мы не стремимся к большим объемам, и для нас на рынке важна нишевость, как и для Porsche. Нам выгодней работать на рынке замены шин, нежели в сфере первичной комплектации (OEM). Во всем мире этот сегмент для производителей шин намного прибыльнее, чем OEM, поскольку автопроизводители нуждаются в больших оптовых объемах и, как следствие, требуют значительные скидки на закупочную цену продукта. Также ранее у нас были совместные проекты с Porsche. Компания подбирала себе на рынке шины, которые будут максимально соответствовать требованиям, предъявляемым ей к своим автомобилям при эксплуатации в зимних условиях. Мы смогли создать такой продукт. Кроме того, сотрудничество с Porsche — это возможность получения необходимых для нас двухсторонних знаний и опыта.
— Можно ли также считать, что известный европейский производитель спорткаров, выступающий в качестве партнера, — это еще и эффективный маркетинговый инструмент для Nokian?
— Да. В наших прайс-листах указаны некоторые типоразмеры с рекомендацией от Porsche, но мы также имеем с ней строгие договоренности об использовании ее логотипа с целью продвижения наших шин.
— Многие потребители регулярно задаются вопросом: влияет ли место производства шины на ее качество? В частности, отличаются ли продукты, выпущенные на фабриках Восточной и Западной Европы?
— В этом случае мы можем говорить только о шинах Nokian. На обоих наших заводах выпускается продукция одинакового качества, поскольку компания применяет одинаковые технологические процессы, резиновые смеси, рецепты, а также идентичное производственное оборудование, единственное, что во Всеволожске оно более современное.
— Планирует ли компания развивать свои производственные мощности?
— На протяжении последних лет мы этим очень активно занимались. В 2005 году состоялся ввод в эксплуатацию второго завода Nokian Tyres во Всеволожске. В четвертом квартале 2008 года было установлено оборудование на седьмой производственной линии, но ее запуск пока отложен в связи с падением спроса. Инвестиции в 2009 году составят 90 млн евро, из них 56 млн придется на развитие производства в России.
— На какой из фабрик затраты на производство выше?
— Если смотреть на ценообразование продукции, то большая часть ее себестоимости приходится на резиновые смеси. Мы используем одни и те же, и поэтому значительной разницы в цене между ними нет.
— На какие рынки поставляется сегодня продукция всеволожского завода?
— Продукция этого завода продается в основном в России, на Украине и в Казахстане. В меньшем количестве она поставляется в Скандинавию, Германию и США.
— В условиях сегодняшней экономической ситуации происходят изменения в спросе на автомобильном рынке. Как это отражается на востребованности продукции Nokian?
— Продажа шин отчасти зависит от реализации автомобилей, поскольку есть вторичный рынок. Но в то же время результаты продаж по сравнению с прошлогодними падают, поэтому сегодня сложно прогнозировать ситуацию. Можно лишь отметить, что многие шинные производители в большей степени вовлечены в сегмент ОЕМ, поэтому падение спроса на новые автомобили значительнее влияет на них.
— Собирается ли компания в условиях кризиса пересматривать свою ценовую политику?
— В январе мы анонсировали прайс-лист с рекомендованными ценами на этот год, и каких-то существенных изменений в нем не предвидится.
— На каком из рынков в мире сегодня наиболее обострена конкуренция между шинными компаниями?
— В Германии присутствуют около 90 брендов, и немцы высказываются в том ключе, что их рынок наиболее «горячий».
— На каких рынках Nokian Tyres сегодня имеет наибольшие продажи?
— На так называемых ключевых рынках. Это страны Скандинавии, Россия, Украина и Казахстан. Причем в России продажи выше, чем в странах Скандинавии, вместе взятых.
— Какие совместные проекты ведет Nokian в сфере создания экологически чистого транспорта?
— Мы вовлечены в несколько исследовательских проектов Евросоюза в области разработки новых автомобильных систем по экологическими аспектам. Например, один из них направлен на снижение шума от дорожного трафика. Это очень большая проблема для больших городов. Что же касается сотрудничества с автопроизводителями, то здесь компания больше нацелена на совместную разработку новых зимних шин. Здесь опять же экологические аспекты являются одной из составляющих — это снижение сопротивления качению и уровня шума. Однако такие контракты конфиденциальны, и мы не можем назвать партнеров.
по информации rbcdaily.ru 26 Марта, 2009
|